Новости

Конструкции современных опалубочных систем

RU
В сегодняшней статье мы подробнее рассмотрим конструктивные особенности устройства разнообразных типов опалубки. Как мы уже знаем из предыдущих материалов, опалубка — это вспомогательная конструкция, необходимая для придания требуемых форм и геометрических размеров возводимым бетонным сооружениям, повсеместно применяемая в современном строительстве.
Опалубка, как правило, состоит из опалубочных щитов, которые обеспечивают форму и качество поверхностей бетонных сооружений; крепежных устройств, обеспечивающих правильное расположение опалубочных щитов по отношению друг к другу; опорных и поддерживающих рам, обеспечивающих проектное положение опалубочных щитов в пространстве.

Основные требования к опалубке:

  • прочность и устойчивость, отсутствие изменения формы под нагрузкой;
  • плотность палуб опалубочных щитов;
  • высокое качество поверхностей опалубочных щитов, исключающее появление наплывов и искривлений на бетоне;
  • технологичность: легкость в установке и обращении;
  • высокая оборачиваемость: чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже ее стоимость по отношению к единице объема готовой конструкции.

Конструктивными отличиями обладают следующие типы опалубки:

  • разборно-переставная опалубка, используемая при возведении массивов и монолитов, фундаментов, стен, перегородок, колонн, балок, плит покрытий и перекрытий;
  • блочная опалубка, применяемая при возведении отдельно стоящих фундаментов и фрагментов крупноразмерных конструкций;
  • подъемно-переставная опалубка — для возведения высотных сооружений;
  • скользящая опалубка, применяемая при возведении высотных конструкций радиальной формы;
  • горизонтально-перемещаемая опалубка, используемая для возведения линейно-протяженных конструкций;
  • несъемная опалубка, применяемая для возведения конструкций без распалубливания.
Рассмотрим каждый из типов подробнее.
Разборно-переставная опалубка состоит из отдельных щитов и поддерживающих их частей, ребер и стяжек, замковых механизмов. После закрепления опалубочных щитов в проектном положении и затвердевания бетона, опалубочные щиты снимают и переставляют на новую позицию, чем и обусловлено название — разборно-переставная опалубка.
Два наиболее распространенных вида разборно-переставной опалубки: мелкощитовая и крупнощитовая.
Основными элементами мелкощитовой опалубки являются плоские щиты каркасной или бескаркасной конструкции весом не более 50 кг, что обеспечивает отсутствие необходимости применения строительной техники на объектах. Примером такой опалубки служит мелкощитовая опалубка компании «РосКор» системы «Евроформ», позволяющая создавать формы практически для любых бетонных и железобетонных конструкций — стен, фундаментов, колонн, ригелей, перекрытий. Универсальность опалубки от «РосКор» достигается в том числе и за счет возможности соединения щитов по любым граням.
Крупнощитовая разборно-переставная опалубка включает в свою систему укрупненные щиты повышенной несущей способности. Масса таких щитов не имеет жестких ограничений по той простой причине, что их монтаж и демонтаж осуществляются при помощи подъемных механизмов. Палуба щита крупнощитовой опалубки может быть выполнена из стального листа или водостойкой фанеры.
Блочная опалубка — это конструкция, при сборке которой используют стальные щиты с разъемными или шарнирными креплениями (опалубочные блоки) или сварные опалубочные щиты — блок-формы. С целью экономии времени и трудозатрат на строительных площадках практикуют предварительную сборку блочной опалубки вне возводимого объекта. Монтаж и демонтаж такой опалубки производится исключительно при помощи строительных кранов.
Подъемно-переставная опалубка состоит из панелей наружной и щитовой внутренней опалубки, несущих колец (наружного и внутреннего), опорной рамы, механизмов кругового перемещения, рабочей площадки, наружных и внутренних подвесных лесов. Существует несколько разновидностей подъемно-переставной опалубки, но самыми распространенными считаются горизонтально-перемещаемая и вертикально-перемещаемая. Первый вид опалубки применяется в основном для строительства зданий с открытыми фасадами, второй — при строительстве высотных промышленных сооружений.
Скользящую опалубку применяют при возведении зданий радиальной формы, силосных и рабочих башен, ядер жесткости и стен высотных зданий. В отличие от других видов, скользящая опалубка при перемещении по высоте не отделяется от бетонируемой конструкции, а скользит по поверхности, передвигаемая в процессе бетонирования при помощи подъемных устройств. Существуют немало разновидностей скользящей опалубки, но во всех случаях ее основными элементами являются: опалубочные щиты, домкратные рамы, домкратные стержни, домкраты, рабочий пол и подвесные подмости. Для подъема скользящей опалубки на строительных объектах применяют гидравлические и электромеханические домкраты.
Принцип работы горизонтально-перемещаемой опалубки основан на применении непрерывного бетонирования, что реализуется и посредством непрерывного скольжения опалубочных щитов по поверхности возводимой конструкции, и посредством последовательной перестановки опалубки с предварительным отрывом щитов от бетона. Такой тип опалубки довольно эффективен при возведении линейно-протяженных объектов. Горизонтально-перемещаемая опалубка состоит из жесткого каркаса со стойками, двух тележек и соединительной балки.
Несъемную опалубку мы уже не раз упоминали в материалах сайта, но повторить будет нелишне. Несъемной является та опалубка, которая после бетонирования основной конструкции не снимается, а остается в ее теле. В зависимости от обстоятельств, конструктивных особенностей и материала, такая опалубка может использоваться как гидроизоляционный, утепляющий, декоративный или облицовочный слой конструкции.
Вся опалубка на строительных объектах должна быть установлена в соответствии с технологическими картами и в последовательности, которая зависит от ее конструктивных особенностей. При установке опалубки особое внимание обращают на вертикальность и горизонтальность элементов, жесткость и неизменяемость всех конструкций.
Долговечность опалубки, качество бетонируемых конструкций, а также производительность труда определяются не только конструктивными характеристиками опалубочных систем, но и обеспечением соответствующего ухода — опалубочные щиты, поддерживающие и крепежные элементы после каждого оборота должны очищаться от цементного раствора и обрабатываться специальной смазкой для опалубки.